Выбираем садовую тачку: основные критерии и практические рекомендации
Садовая тачка – это, пожалуй, основный «рабочий транспорт» любого садовода. Данный инвентарь находит применение с самых первых дней нового сезона и вплоть до его закрытия. Конструктивно представляет собой колёсную раму, на которой размещён кузов. В тачке можно перевозить землю, планируя участок, доставлять к посадкам торф, перегной и прочие питательные субстраты, подвозить крупногабаритные саженцы к месту высадки. В ней же удобно перемещать поспевший урожай. Если вы ещё только обустраиваете участок и дом, то тачкой будет удобнее подвозить стройматериалы и освобождать пространство от строительного мусора. Разумеется, для столь различающихся работ требуются индивидуальные характеристики. Поэтому прежде чем приступать к покупке, нужно разобраться, как выбрать садовую тачку так, чтобы она оптимально подходила под выполнение именно тех задач, которые перед ней поставите вы. И речь здесь не только о технических параметрах типа объёма кузова или ширины колёс, но и разных видах тачек. Ознакомиться с ключевыми критериями выбора и понять, какой именно вариант стоит выбрать, вам готовы помочь эксперты интернет-магазина Клади.
Множество вариантов для разных работ
По назначению всё разнообразие тачек можно поделить на следующие категории:
- Садовые. Это модели отличаются сравнительно небольшими габаритами и грузоподъёмностью. Рассчитаны они, как правило, на грузы массой до 100–150 кг, чего более чем достаточно для подавляющего количества работ на приусадебном участке.
- Строительные. Ощутимо более массивные и прочные варианты, способные за 1 раз перевозить до 250–300 кг самых разных грузов. Чтобы тачка не сломалась под такой нагрузкой, есть мощная рама, толстостенный кузов, сильные колёса и другие дополнения.
- Садовая тележка. Вариант конструктивно близкий к тачке, однако совершенно по-другому используемый. Если тачку в большинстве случаев толкают перед собой, оторвав её «корму» от земли, то тележку просто тянут за собой – многие тележки ставятся на двухосное шасси. Они менее проходимы, поэтому отправляться за диким торфом лучше с тачкой. Зато в тележке удобнее перемещать от грядок в хозблок собранный урожай.
Разумеется, это разделение в достаточной степени условно. На рынке можно найти немало моделей, сочетающих в себе характерные черты разных видов. Кроме того, делая выбор садовой тачки, нужно учитывать и то, что характер выполняемых работ может периодически меняться. Поэтому как минимум небольшой запас надёжности рамы никогда не повредит. Но и не нужно усердствовать: чем больше тачка, тем она тяжелее. А, значит, и работа с ней будет более утомительной. Поэтому не забывайте считаться с собственными силами.
А теперь перейдём к рассмотрению конкретных параметров, на которых нужно основывать свой выбор.
Грузоподъёмность
Выше мы уже отметили, что для садовых и строительных тачек этот критерий будет иметь разные значения. Подавляющее большинство первых способно выдержать нагрузки в 80–120 кг, а вторые могут справляться и с грузами в 150–300 кг. Разумеется, конструкция любой модели может выдержать и более тяжёлые грузы, нежели указанный производителем предел, – однако такие критические нагрузки серьёзно подорвут рабочий ресурс изделия.
Наиболее востребованный среди садоводов и просто владельцев загородных участков диапазон грузоподъёмности составляет примерно 100–200 кг – на него и стоит обращать внимание. Покупка модели менее 100 кг в большинстве случае будет нерациональной, поскольку для перевозки одного и того же объёма земли/торфа/перегноя и т. д. вам придётся сделать ощутимо больше ходок. Но и не стоит гнаться за максимумом – модели, способные перевозить более 200 кг, обладают довольно специфической и узкой сферой применения. Как минимум для них нужно твёрдое покрытие – провезти 200-килограммовую тачку по рыхлой земле садового участка будет очень непросто. Да и сил на это потребуется слишком много.
Общие рекомендации по выбору грузоподъёмности такие:
- выбирайте модель со средней грузоподъёмностью, оптимальный диапазон – 100–200 кг;
- помните, что чем больше груза может взять на борт тачка, тем крупнее она будет – а ведь тачка должна спокойно проходить по дорожкам вашего участка, не давя окружающие посадки;
- учитывайте свои силы и то, что работа с садовой тачкой – это «стайерская дистанция», где особо важна выносливость;
- обязательно должен быть некоторый запас грузоподъёмности – лучше загружать кузов не полностью, нежели наваливать в него сверх меры.
Кузов
Здесь первоочередная характеристика – объём, от которого зависит сколько груза можно будет перевезти за одну ходку. Учитывайте, что объём, указываемый в технических характеристиках, практически всегда меньше фактической вместимости, поскольку в большинстве случаев тачку можно насыпать с горкой. Самые популярные модели имеют объём от 60 до 130 литров. Меньше будет недостаточно, а больше – тяжело и неудобно. Поэтому рекомендуем обращать внимание именно на этот диапазон вместимости.
Особенно важна данная характеристика в том случае, если вам предстоит перевозить относительно лёгкие сыпучие грузы, например, тот же торф или компост. При таких задачах на первое место выходит именно вместимость кузова, и основывать выбор нужно на ней.
Следующий важный критерий здесь – размер кузова, а если точнее, то площадь. При равном объёме чем больше размер, тем меньше глубина, что нужно учитывать при перевозке насыпных материалов. Общие рекомендации здесь следующие:
- Для сыпучих относительно лёгких грузов в большинстве случаев предпочтительнее бОльшая глубина кузова, поскольку в этом случае они будут меньше ссыпаться при перевозке.
- Для тяжёлых грузов, как сыпучих, так и жёстких, больше подойдёт увеличенная площадь при меньшей глубине. Такая конфигурация поможет равномернее распределить нагрузку и снизить центр тяжести, что облегчит перевозку.
Разбираясь, какую лучше выбрать садовую тачку, нужно отметить и разницу в формах кузова. Здесь можно выделить 2 основных варианта:
- прямоугольный кузов с плоским дном – на такой тачке будет удобно перевозить кирпичи, мешки с цементом и другие материалы с правильными формами и относительно жёсткой конструкцией;
- трапециевидный кузов – отличается скошенной передней стенкой, что облегчает разгрузку сыпучих материалов.
При выборе тачки обращайте внимание и на толщину металла, из которого изготовлен кузов. Чем толще, тем выше надёжность и выносливость, однако одновременно растёт и общий вес тачки. Для садовых моделей стандартный диапазон толщин кузова составляет 0.5-0.8 мм. Строительные модели оснащаются накопителем с более толстыми стенами – 0.8-1.0 для алюминиевых моделей и 0.8-1.5 мм для стальных. Если вам предстоит перевозить значительные тяжести, то лучше купить тачку со стальным кузовом – у неё ощутимо выше механическая прочность.
Конструкция кузова по возможности должна быть монолитной. В этом случае тачка будет более долговечной и надёжной. Более доступные по цене сварные модели чувствительны к ржавчине, которая быстро поражает швы.
Колёсная база
Количеств колёс – одно из ключевых различий между садовыми и строительными тачками. Первые могут иметь как одно, так и два колеса, вторые же всегда ставятся минимум на 2-колёсное шасси.
В случае с садовыми моделями есть свои преимущества как у двух-, так и у одноколёсной конфигурации:
- Модели с 1 колесом более манёвренные, что важно на участках с узкими дорожками. Однако на рыхлой земле двигать такую тачку намного сложнее. Кроме того, при работе с такой тачкой вам нужно не только толкать вперёд, но и удерживать в вертикальном положении – а чем больше груза в кузове, тем это сложнее.
- Варианты с 2 колёсами отличаются большей грузоподъёмностью, проходимостью и устойчивостью. Они требуют меньше усилий от оператора, в том числе и на мягкой почве. Если вы планируете купить двухколёсную тачку для сада, то убедитесь, что она пройдёт в калитку и поместится на дорожках. Кроме того, учитывайте, что для поворотов такому агрегату требуется больше свободного места – по манёвренности в сухую проигрывает одноколёсному аналогу.
- 4-колёсные модели наиболее устойчивы и надёжны, однако у них хуже управляемость. Перед тем как выбрать садовую тележку такого типа, удостоверьтесь, что она подойдёт для ваших задач. Это хороший вариант для подвоза массивных объектов, например, стройматериалов или богатого урожая, однако для них нужны плотные поверхности и достаточное пространство для манёвров.
Различаются колёса не только по количеству, но и по конструкции. Самый простой вариант – монолитные катки, надетые на металлический обод. Изготавливаются они из пластика или толстой резины, могут иметь гладкую поверхность или протектор – второй вариант более проходимый. Сильные стороны: не требуют подкачки и не боятся проколов. Недостатки: не сглаживают дорожные неровности, при сильных нагрузках могут повредиться сами и деформировать обод. Монолитные колёса всегда имеют небольшой диаметр, из-за чего они не особо уверенно чувствуют себя на бездорожье и в рыхлом грунте.
Более продвинутый вариант – пневматические колёса. Они более мягкие, создают меньшее давление на почву, лучше переносят нагрузки и удары. Изготавливаться могут в больших размерах, а чем больше диаметр колеса, тем лучше оно амортизирует дорожные неровности и проще двигается по пересеченной местности. Из недостатков можно назвать более высокую стоимость, чувствительность к порезам и проколам, необходимость время от времени подкачивать.
Ещё один важный нюанс – наличие подшипников. Наиболее простые тачки с небольшой грузоподъёмностью ставятся на простейшие бесподшипниковые колёса, что удешевляет конструкцию, но и сокращает срок службы устройства. И чем тяжелее будет перевозимый груз, тем сильнее будет изнашиваться колесо. Поэтому, если вы планируете перевозить тяжести, обязательно наличие подшипников.
Конфигурация ручки
Здесь возможны 2 варианта:
- Н-образные рукояти – предназначены для двуручного управления. Единственный доступный вариант для одноколёсных тачек, поскольку помогают удерживать их в вертикальном положении. В двухколёсных моделях этот тип рукоятей используется также достаточно часто. Главный критерий выбора здесь – ширина промежутка между ручками. Он должен быть таким, чтобы вы легко поместились в него. В этом случае вам не придётся удерживать тачку на вытянутых руках. Их можно будет просто вытянуть вдоль корпуса, что снизит нагрузку на позвоночник и в целом облегчит работу. Однако для этого высота рукоятей должна быт такой, чтобы вам не приходилось при движении поднимать плечи вверх.
- П-образная ручка – позволяет управлять тачкой как одной, так и двумя руками. Используется только в 2-колёсных моделях. Позволяет как толкать аппарат перед собой, так и тянуть за спиной. Высота п-образной рукояти также должна соответствовать вашему росту.
Более удобны в работе тачки, ручки которых покрыты противоскользящими накладками – предпочтительнее резина, пластик менее практичен.
Используемые материалы и тип конструкции
Прочность тачки напрямую зависит от того, как и из каких материалов она изготовлена. Наиболее распространены металлические модели. Они более выносливы и долговечны, но боятся коррозии. Стальные модели надёжнее, однако сильнее ржавеют и больше весят. Алюминий легче и более устойчив к ржавчине, однако и механическая прочность у него значительно меньше. Более редкий вариант – пластиковые садовые тачки. У них наименьший вес и максимальная защита от коррозии, однако их грузоподъёмность позволяет перевозить только небольшие веса. Кроме того, пластик чувствителен к перепадам температур.
Каркас в большинстве садовых моделей изготавливается методом гибки труб небольшого сечения и их последующей сварки. Такая конструкция легче, но и менее прочна, поэтому подходит только для садоводческих целей. Если вы присматриваете тачку для перевозки стройматериалов, тяжёлого грунта и т.д., то лучше выбирать модель на каркасе из мощных цельных труб. Он будет тяжелее, но одновременно и выносливее.
Вес
От того, сколько весит тачка, напрямую зависит удобство работы с ней и грузоподъёмность. Закономерности здесь следующие:
- лёгкие модели проще в управлении, более манёвренные, но менее выносливые;
- массивные аппараты способны брать на борт больший груз, однако они потребуют от вас больше сил.
Для садово-огородных работ можно выбрать тачку весом около 10 кг. Для частной стройплощадки подойдёт 30–35-килограммовый вариант.
Особенности исполнения
Если вы покупаете стальную тачку, то лучше отдать предпочтение модели с оцинкованным кузовом. Он будет более устойчив к ржавчине – а потому прослужит дольше.
Для перевозки сыпучих грузов выбирайте модель с выраженным передним скосом – он упростит опорожнение кузова. И на подкос можно будет опереть тачку при обслуживании колёс.
- Дополнительные рёбра жёсткости в конструкции рамы повышают надёжность и выносливость тачки. Однако каждое ребро – это плюс к весу. Кроме того, обращайте внимание на их расположение. Некоторые двухколёсные модели имеют вытянутую переднюю «губу», которая может мешаться при движении по колее или рыхлой земле. Перевернуть такую тачку вперёд при разгрузке будет сложнее.
- Конструкция задней опорной стойки может быть монолитной или съёмной. Первый вариант надёжнее, но менее практичен. Второй вариант удобен в том случае, если нужно двигаться по сложной местности, где требуется максимальный клиренс.
Ряд моделей оснащается фиксаторами для закрепления мусорного мешка. Такой вариант удобен при уборке с участка листьев и сорняков.
Как выбрать садовую тачку: советы для различных условий и задач
Чтобы упростить вам выбор, мы собрали рекомендации для типичных случаев и работ.
- Участок до 10 соток, грядки и дорожки узкие, работы преимущественно садово-огородные, выполняются они женщинами и/или людьми преклонного возраста. Приоритет при выборе – малый вес тачки и манёвренность. Оптимальный вариант – 1-колёсная тачка грузоподъёмностью не более 100 кг с трапециевидным кузовом из алюминия либо пластика объёмом 60-80 л. Весить такая тачка должна не более 10 кг, обязательно должен быть задний упор. Колесо должно быть достаточно широким и установленным на подшипник.
- Участок площадью от 10 до 25 соток, посадки и дорожки разной ширины. Задачи преимущественно садовые с небольшой долей строительных. Работать с тачкой будут люди молодого или среднего возраста. Подходящая конфигурация тачки – 1-колёсная, грузоподъёмность на уровне 150–180 кг, кузов алюминиевый, вместимостью на 100–110 л. Весить такая тачка должна около 15 кг, в конструкции обязательно наличие упоров. Колесо пневматическое, диаметром от 40 см.
- Участки на 25-50 соток, большие грядки, разделённые широкими дорожками, дом уже стоит, но планируется или уже ведётся строительство сопутствующих сооружений. Работы выполняются в разное время года молодыми и сильными людьми. Для таких вводных подойдёт следующая конфигурация: 2 пневматических колеса от 40 см, грузоподъёмность около 200 кг, кузов от 110 литров. Кузов желательно должен быть стальным, но допускается и цельноалюминиевое исполнение. Вес тачки – ок. 18–20 кг. Обязательны надёжные упоры.
- Участок более 50 соток, намечено строительство дома, территорию предполагается чётко разделить на функциональные зоны. Поэтому характер работ будет смешанным с большой долей строительных задач, причём переход на чисто садовую эксплуатацию в ближайшую пару лет маловероятен. В этом случае подойдёт такая тачка: 2 крупных пневмоколеса, мощная рама из сварных труб, грузоподъёмность на уровне 300 кг, стальной оцинкованный кузов на 220–250 литров. Диаметр колёс выбирайте примерно 40-45 см, упоры должны быть монолитными, надёжными. Весить такая тачка будет от 25 кг.
Главная рекомендация – не гонитесь за максимальной грузоподъёмностью или вместимостью. Все характеристики тачки должны соответствовать не только требуемым работам, но и вашим физическим возможностям.